Тушите свет: как россиян обманывают в сфере ЖКХ
Обман во время проверки счетчиков – едва ли не самый распространенный вид мошенничества в России. Для начала преступники убеждают потенциальную жертву согласиться на осмотр. Кто-то давит на сроки, кто-то предлагает мифические скидки и так далее. После того, как человек соглашается, мошенники делают вид, что провели осмотр приборов учета. И в результате всегда оказывается, что счетчик надо заменить.
На самом деле, здесь кроется сразу две схемы обмана. Во-первых, доверчивые граждане платят за незаконную проверку, результаты которой не будут иметь никакой силы. И при этом легальную проверку все равно придется проходить позже. А во-вторых, мошенники вымогают деньги еще и за ремонт несуществующей неисправности. Что в целом может привести к значительным тратам.
«Липовые» мастера
Издание Известия поделилось рекомендациями специалистов о том, как распознать мошенников и как не стать их жертвой. Так, например, зампредседателя комитета по строительству и ЖКХ ГД РФ Светлана Разворотнева рассказала, что главное оружие у преступников это, зачастую, неожиданность. Они с напором убеждают потенциальную жертву в необходимости их услуг, не давая человеку опомниться и хорошенько подумать.
Еще одна уловка мошенников – использование государственных названий и официальных терминов. Притом, везде, от названия компаний, до речи сотрудников или рекламного текста. Аферисты любят прикрываться такими терминами, как «государственный», «ГОСТ» и так далее. А люди не разобравшись могут и впрямь подумать, что перед ними официальная компания, у которой есть лицензия на деятельность и право проводить проверку или замену счетчиков.
Если говорить о методах, то нередко мошенники используют запугивание людей. Например. звонят и заявляют, что срок проверки практически истек. Рассчитывая на то, что человек не знает реальных сроков. И после сразу же начинают пугать огромными штрафами, двойными тарифами при просроченном счетчике и так далее. На самом деле, все эти якобы санкции в законодательстве не существуют. Нет там ни штрафов, ни увеличенных тарифов.
Иногда преступники в ход пускают не запугивание, а обещаниями выгоды. Мол, если вы успеете в установленный нами срок, то заплатите за проверку намного меньше. На деле же оказывается, что вы заплатите больше. Обычно мошенники берут цену вдвое, а то и втрое от установленной государством. А кроме того, вам придется заплатить впоследствии еще раз, уже за услуги официальной компании.
Рассылка
Нередко преступники используют для распространения информации массовую рассылку. Причем, спамить они могут как в Сети, так и в реальности. Например, заваливая почтовые ящики жилых домов рекламными листовками. Или обклеивая столбы и подъезды объявлениями. К слову, в своих листовках они все также прикрываются официальными терминами, чтобы вызвать к себе доверие. А некоторые могут и вовсе сослаться на какие-либо госорганы, чтобы доказать свою якобы легальность.
Надо сказать, что периодически эти методы срабатывают. Ведь не все, например, знают, что официальные компании никогда не проявляют инициативу. Вы сами должны им позвонить и договориться о проверке или замене. Также они не распространяют рекламную информацию о себе в виде объявлений, листовок, спама на электронную почту и так далее. Традиционно, в группе риска оказываются пенсионеры. К сожалению, именно эта категория граждан становится жертвами аферистов из-за неосведомленности и доверчивости.
Достанется всем
Современные мошенники не разделяют народ на социальные слои. Им все равно, что бедный, что богатый. Однако в этом случае такое равенство явно не во благо. Эксперты в сфере ЖКХ рассказали о том, что нередки случаи обмана со счетчиками и в элитных многоэтажках. Однако там аферисты пользуются уже несколько иными методами. Например, они могут оставить в двери визитку с контактами, на которой будет написано, что они уже проверяли счетчики в этом доме ранее. Таким образом, мошенники стараются внушить, что им можно доверять.
Ну а дальше все идет уже по известной схеме. Однако преступники, в основном, делают акцент не на запугивании, а на доверии к собственному профессионализму. Они сыпят различными терминами, делают вид, что используют сложные приборы и так далее. Если же хозяин квартиры отказывается от замены или ремонта якобы неисправного прибора учета, то лже-мастера заявляют, что внесут данные о неисправности в государственную систему.
К слову, проверка, ремонт или замена прибора учета потребления ресурсов не единственное, из-за чего жильцы могут потратиться. Стоит учитывать, что во время липовой проверки мошенники ломают пломбу. А это уже является незаконным. В результате собственник жилья может лишиться до 100 тысяч рублей. Все дело в том, что при нарушении целостности пломбы управляющая компания вправе начислить жильцу долг.
Проверка компании
Для того, чтобы установить или заменить индивидуальный прибор учета, жильцы обычно обращаются в управляющую компанию (УК). Часто это самый простой и эффективный способ. Или можно выбрать организовать проверку самостоятельно, выбрав для этого нужную компанию. Самое главное, что вам необходимо для этого знать – легальная компания будет внесена в реестр Росаккредитации. Это можно проверить на официальном сайте ведомства.
Эксперт юридической группы «Совет» Евгений Королев при этом объяснил, на что еще нужно обращать внимание во время визита проверяющих. Так, например, представители официальной компании всегда предпочтут безналичный расчет. И при этом выдадут клиенту чек. Кроме того, составляется акт о выполнении работ и договор на услуги. А в конце сотрудники фирмы должны внести информацию о проверке в электронную базу Росстандарта (ФГИС «Аршин»). Кроме того, если владелец жилья потребует, компания обязана выдать и печатный документ о внесении в систему.
Кроме того, необходимо знать, что государством установлены единые сроки проверки приборов учета. Например, проверка счетчика холодной воды производится через шесть лет, а горячей – через четыре года. Если хозяин квартиры пропустит эти сроки, то оплата водоснабжения будет производится по повышенному тарифу. Узнать дату проверки можно в УК или в паспорте прибора.
При этом, нужно понимать, что срок проверки и срок годности счетчика – это разные вещи. Проверки проводятся чаще, чтобы при необходимости устранить неполадки и счетчик мог доработать до конца своего срока. Если же во время установки или проверки прибора были допущены ошибки, то вся ответственность за это ляжет на хозяина квартиры, вне зависимости от того, кто на самом деле виноват. Единственный способ избежать ответственности – это заявить в полицию, если вы стали жертвой аферистов.
Неисправность прибора учета
Для того, чтобы не стать жертвой мошенников, вы можете изучить, как именно определить факт неисправности счетчика. Первым признаком, указывающим на поломку, будет изменению показаний в ту или иную сторону. То есть если вдруг ваш счетчик начнет показывать значения вдвое меньше обычного, это повод для беспокойства. Также поводом вызвать мастеров является слишком быстрое вращение счетчика.
Специалисты советуют организовать проверку и в том случае, если счетчик вдруг вообще остановился. Или если внутрь прибора каким-то образом попала вода или другая жидкость. К слову, если у вас вдруг возникли какие-то подозрения по отношению к проверяющему или его действиям, вы имеете полное право отказаться от его услуг. И после этого вызвать сотрудников другой проверяющей компании.
Ранее
Портал Newsdata рассказал о том, в каких случаях владельцы квартир могут меньше платить за вывоз мусора. Данную возможность государство предоставило в тех случаях, когда собственник отсутствовал больше, чем пять дней. Для того, чтобы получить перерасчет, необходимо обратиться в управляющую компанию. Там вы напишете соответствующее заявление и приложите к нему документы, которые подтвердят ваше отсутствие.